Версия сайта для слабовидящих

Влияние внешних факторов на психологическое здоровье

Забота о психологическом здоровье ребенка является одной из приоритетных задач взрослых. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, он социально и физиологически адаптирован.

В дошкольном детстве закладывается фундамент психологического здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие.

Изучая проблему здоровья детей всех стран мира, специалисты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу об особой роли психического развития. Они ввели термин «психическое здоровье». И в докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» (1979 г.) было показано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными, неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику.

Под психологическим здоровье подразумевается, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно заниматься деятельностью, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Под психологическим здоровье детей дошкольного возраста подразумевается совокупность способностей и качеств ребенка, которые позволяют безболезненно адаптироваться в социуме, сочетание душевного равновесия и физического комфорта, адекватного развития.

В основе психического здоровья ребенка лежит его полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Потому что в каждом возрастном периоде жизни у ребенка возникают определенные потребности в деятельности, общении, познании. Нарушения психического здоровья, а, следовательно, и необходимость в психокоррекции возникают тогда, когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных психологических новообразований и индивидуальных особенностей у всех детей и школьников, находящихся на том или ином этапе онтогенеза (Э.М. Александровская, В.М. Астапов, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Е. Кравцова, Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупров, Г. Эберлейн и др.).

Исследования психологии ребенка указывают на большое значение духовно-гигиенических условий в развитии, росте и созревании. Известно, что дети, которые в первые годы были отделены от матери, оказывались значительно менее зрелыми. 

Причины возникновения положительных или отрицательных переживаний ребенка часто кроются в его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Так, ребенок, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей и, получая признание окружающих, радуется этому. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха.

Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими выражается в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. В одних случаях они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях. Также возможны и иные проявления: в особой избирательности действий, поступков, отношении к другим людям. Такие реакции приобретаются также в процессе непосредственного общения со взрослыми.

Характер взаимоотношений ребенка со сверстниками существенно влияет на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От его статуса зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта. У детей свои критерии оценки членов коллектива, и они не всегда и не во всем совпадают с мнением взрослых. Таким образом, эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их расценивают взрослые, но и от мнения сверстников.

Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит еще и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах детского сада.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным неадекватным формам поведения.

Материальное и техническое благополучие так же влияет на психологическое состояние ребенка (снижение санитарно-эпидемиологической ситуации, неполноценность питания, невозможность для многих вовремя получить квалифицированную медицинскую помощь и приобрести необходимые медикаменты, избегание «больничных листов» из-за страха потерять работу, все это приводит к появлению хронических заболеваний и распространению инфекционных. Снижение уровня жизни, социальные потрясения, ухудшение экологической ситуации).

Санитарно-эпидемиологическое благополучие - интегральный показатель, который, с одной стороны, определяется многообразными факторами окружающей и внутрижилищной среды, а с другой - технологией воспитания и обучения в образовательном учреждении. Из общего количества факторов ведущее значение имеют следующие:

- экологическая ситуация на территории размещения детского сада;

- размер и благоустройство земельного участка;

- архитектурно-планировочное решение и площади основных помещений;

- санитарное благоустройство здания;

- физиолого-гигиенические условия (состояние воздушной среды и светового режима);

- условия и организация питания и физического воспитания;

- режим учебно-воспитательного процесса, режим питания сна;

- медицинское обеспечение воспитанников.

Все эти факторы отслеживаются и соблюдаются в соответствие с установленными нормами СанПин. В каждой группе подобрана мебель в соответствие с возрастом и ростом детей. Для каждого возраста разработан и согласован режим дня, с которым в начале года ознакомлены родители и даны рекомендации по соблюдению режима в домашних условиях приближенному к детскому саду. Также в соответствии с нормами разработан план проведения образовательной деятельности в ДОУ, кружках.

Факторы, влияющие на психологическое и социальное здоровье детей в условиях семьи и детского сада действуют комплексно и практически постоянно, поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов, их суммарное воздействие велико.

Родителям детей подготовительной группы следует обратить особое внимание на психологическое здоровье ребенка. По результатам исследований Института возрастной физиологии РАО в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера. К концу первого класса их число увеличивается до 60-70%.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско–родительских отношений.

Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологический, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психическом и психологическом здоровье детей, их эмоциональном благополучии, установках в общении и поведении на этапе взросления.

 

Выводы:

Дети, как и взрослые, только в большей степени, подвержены влиянию разнообразных факторов окружающей среды.

Позитивные и негативные факторы среды влияющие на психологическое здоровье детей дошкольного возраста условно можно разделить на следующие пункты:

1.     Социальная среда (общение со взрослыми и сверстниками);

2.     Семейная среда (отношения в кругу семьи);

3.     Материальное и техническое благополучие.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

 

Основными условиями для нормального психосоциального развития ребенка является:

1.   Здоровье нервной системы

2.   Спокойная, доброжелательная обстановка (климат) в семье.

Рекомендации:

·         Необходимо давать понять, напоминать ребенку о том, что вы его любите, что он желанный в семье, проявляйте родительскую любовь.

Все из вас себя считают любящими родителями и это естественно и лучшее этому подтверждение ваши чувства в душе, то, что вы чувствуете  это прекрасно, но детям важно то, как вы проявляете это чувство. Так как одной из причин нарушений психического здоровья – является дефицит родительской любви, отсутствие или нехватка эмоциональных контактов с матерью.

·         Старайтесь избегать ситуации, в которых ребенок может проявлять свое негативное поведение (не провоцируйте). Исключите те формы, методы воздействия которые вызывают протест, негативную реакцию. Старайтесь исключить проявление своих негативных эмоций.

·         Соблюдение единого стиля воспитания, принципов и сами взаимоотношения между родителями.

·         Хвалите ребенка за успехи, как можно больше

·         Не сравнивайте ребенка с другими, не в его пользу

·         Поменьше используйте негативных и неблагоприятных оценок

·         Не фиксируйте внимание на неудачах

3.   Внимательное отношение к эмоциональным потребностям ребенка, его интересам.

Рекомендации:

·         Уважайте в ребенка «человека» со всем хорошим и плохим, что у него есть

·         Если вы хотите развить или изменить в нем те или иные качества, относитесь к нему так, словно они у него есть.

·         Не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему не нравится и вызывает отрицательные эмоции, ради того что это необходимо и интересно вам, т.к. происходит переутомление, перегрузка, что вызывает негативное эмоциональное отношение к данной деятельности. Ориентируйтесь на возможности ребенка.

4.   Необходимо предоставлять ребенку самостоятельность и независимость.

5.   Возможность общаться с другими без каких-либо ограничений.

6.   Условие – соблюдение режима дня, что формирует дисциплинированность. Во вторых эмоциональное состояние ребенка зависит от того, как он отдохнул, выспался ли он.

7.   Нравственно-духовное развитие.

8.   Обеспечение семьи необходимыми материальными средствами.

 

С уважением педагог-психолог Котенко Мария Владимировна